Башкирские узоры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

на тему:

Башкирские узоры

в средней группе

в средней группе

Цель: формирование умения детей рисовать элементы башкирского орнамента.

Задачи:

Образовательные:

• способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана;

• познакомить детей с элементами башкирского орнамента.

Развивающие:

• развивать воображение, мышление, творческие возможности детей;

• развивать интерес к предмету, познавательный интерес.

Воспитательные:

• воспитывать эстетику и художественный вкус;

• воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине;

• воспитывать интерес к легенде.

Методы:

• объяснительно – иллюстративный,

• метод проблемного изложения,

• самостоятельная работа;

• рассказ легенды.

Наглядный материал:

• плакаты с символами башкирского орнамента;

• кукла в башкирской одежде;

• посуда с башкирским орнаментом.

Раздаточный материал:

• кисточки;

• непроливайки;

• салфетки;

• бумага А4

Предварительная работа:

• беседа о Башкирии,

• чтение башкирских сказок.

(Дети встают возле воспитателя).

Чтение стихотворения Г. Молодцова

Воспитатель:

Здесь все прекрасно –

И земля, и небо.

Любовь моя,

Мой солнечный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай…

— Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем, посмотрите на красоту нашего края. (Слайд №1 пейзаж Башкортостана)

-Ребята, хотите я вам расскажу одну легенду? Усаживайтесь поудобнее на коврик внимательно слушайте. (Включается музыка).

Рассказ легенды.

Воспитатель: Давным – давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу.Одна женщина сказала: «Почему у меня тёмные волосы, у вас чёрные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует, значит показывает жизнь на земле». (Показать на плакате рисунок солнца, солнце имеет лучи и оно жёлтого цвета.)Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес». Показать узор – зелёный лес.)А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ — синие горы»(Показать на плакате узор – синие горы). И с тех самых времён люди стремились выразить свои представления о е узорами, т. е орнаментом на предметах быта и на одежде.

Показ слайдов.

-Ребята, посмотрите как красивы башкирские костюмы(Показ слайда №2 и №3 башкирские костюмы)

— А кто, из вас знает какие цвета используют для башкирского орнамента(Ответы детей, показ слайда №4).

Башкирский орнамент яркий, многоцветный.

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени

белый — чистота помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия

коричневый – цвет старости, увядания

А теперь мы отдохнём и отправимся в полёт по нашей родной Республике.

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

-Ребята, садитесь на свои места.

— Сегодня в гости к нам пришла бабушка Айгуль. Посмотрите, какое у неё красивое платье. Она попросила меня, чтобы мы с вами показали как умеем рисовать башкирский узор. Мы начнём рисовать сверху вниз, стараясь всё уместить. Начинаю рисовать слева. Посмотрите, как я нарисую.

Посмотрите, как я нарисую. Ребята, вспомним правила рисования.

Правила рисования.

1. Перед началом рисования новым цветом кисточка должна быть сухой! Не нужно её мочить в воде.

2. После мытья кисточки её нужно промакнуть салфеткой.

3. Кисть нужно держать свободно и уверенно.

Физминутка для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Самостоятельная работа.

-Ребята, приступайте к рисованию узора, сели все красиво, спинки выпрямили, ножки сдружили.

Итог занятия.

Мы сегодня рисовали башкирский орнамент.

-Какие элементы мы использовали?  Сапожки у всех получились яркие, красочные. А сейчас для гостей споём песню «Я букет огромный свой, подарю стране родной».