Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему:
Башкирские узоры
в средней группе
Цель: формирование умения детей рисовать элементы башкирского орнамента.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана;
• познакомить детей с элементами башкирского орнамента.
Развивающие:
• развивать воображение, мышление, творческие возможности детей;
• развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
Воспитательные:
• воспитывать эстетику и художественный вкус;
• воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине;
• воспитывать интерес к легенде.
Методы:
• объяснительно – иллюстративный,
• метод проблемного изложения,
• самостоятельная работа;
• рассказ легенды.
Наглядный материал:
• плакаты с символами башкирского орнамента;
• кукла в башкирской одежде;
• посуда с башкирским орнаментом.
Раздаточный материал:
• кисточки;
• непроливайки;
• салфетки;
• бумага А4
Предварительная работа:
• беседа о Башкирии,
• чтение башкирских сказок.
(Дети встают возле воспитателя).
Чтение стихотворения Г. Молодцова
Воспитатель:
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
— Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем, посмотрите на красоту нашего края. (Слайд №1 пейзаж Башкортостана)
-Ребята, хотите я вам расскажу одну легенду? Усаживайтесь поудобнее на коврик внимательно слушайте. (Включается музыка).
Рассказ легенды.
Воспитатель: Давным – давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу.Одна женщина сказала: «Почему у меня тёмные волосы, у вас чёрные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует, значит показывает жизнь на земле». (Показать на плакате рисунок солнца, солнце имеет лучи и оно жёлтого цвета.)Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес». Показать узор – зелёный лес.)А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ — синие горы». (Показать на плакате узор – синие горы). И с тех самых времён люди стремились выразить свои представления о е узорами, т. е орнаментом на предметах быта и на одежде.
Показ слайдов.
-Ребята, посмотрите как красивы башкирские костюмы. (Показ слайда №2 и №3 башкирские костюмы)
— А кто, из вас знает какие цвета используют для башкирского орнамента? (Ответы детей, показ слайда №4).
Башкирский орнамент яркий, многоцветный.
красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени
белый — чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия
коричневый – цвет старости, увядания
А теперь мы отдохнём и отправимся в полёт по нашей родной Республике.
Физминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
-Ребята, садитесь на свои места.
— Сегодня в гости к нам пришла бабушка Айгуль. Посмотрите, какое у неё красивое платье. Она попросила меня, чтобы мы с вами показали как умеем рисовать башкирский узор. Мы начнём рисовать сверху вниз, стараясь всё уместить. Начинаю рисовать слева. Посмотрите, как я нарисую.
Посмотрите, как я нарисую. Ребята, вспомним правила рисования.
Правила рисования.
1. Перед началом рисования новым цветом кисточка должна быть сухой! Не нужно её мочить в воде.
2. После мытья кисточки её нужно промакнуть салфеткой.
3. Кисть нужно держать свободно и уверенно.
Физминутка для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Самостоятельная работа.
-Ребята, приступайте к рисованию узора, сели все красиво, спинки выпрямили, ножки сдружили.
Итог занятия.
Мы сегодня рисовали башкирский орнамент.
-Какие элементы мы использовали? Сапожки у всех получились яркие, красочные. А сейчас для гостей споём песню «Я букет огромный свой, подарю стране родной».