Золотая осень

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

на тему:

«Золотая осень»

в средней группе

Цель: формирование умения детей  к различным видам изобразительной деятельности, совершенствование умений в рисовании.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию умения правильно держать кисть и аккуратно пользоваться краской;
  • формировать представление о тёплых и холодных цветах;
  • формировать умение использовать различные приёмы рисования, подбирать цветовую гамму в соответствии с темой, располагать изображение на листе бумаги, передавая перспективу.

Развивающие:

  • развивать речь, воображение, внимание, мелкую моторику рук, изобразительные навыки.

Воспитательные:

• воспитывать эстетику и художественный вкус;

• воспитывать аккуратность, доброжелательность друг к другу;

Методы:

• объяснительно – иллюстративный,

• метод проблемного изложения,

• самостоятельная работа;

Наглядный материал:

• репродукции осенних пейзажей.

Раздаточный материал:

  • листы тонированной бумаги формата АЗ и А4 с изображением стволов деревьев и кустов;
  • влажные салфетки,
  • кисти, ватные палочк;
  • трафареты листьев;
  • гуашевые краски;
  • кисти мягкие и жёсткие.

Предварительная работа:

  • рассматривание репродукций осенних пейзажей;
  • чтение произведений художественной литературы;
  • разучивание стиховорений, пословиц, поговорок, загадок по теме;
  • индивидуальная работа с детьми (тонирование бумаги и рисование стволов деревьев и кустов).

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! По дороге в детский сад я повстречала…

Она без красок и без кисти

В саду раскрасила все листья. (Осень.)

Правильно. Красавица-Осень подарила мне букет ярких листьев и поинтересовалась, рады ли дети её приходу и что они знают об осени.

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивать.

На смену многоцветному лету пришла… (золотая осень).

Солнышко всё реже проглядывает… (из-за тёмных туч).

Деревья надели… (разноцветный наряд).

Красные, жёлтые листья… (шелестят на ветках, опадают, медленно кружатся в воздухе).

Листья покрывают землю как… (золотой ковёр, пёстрое одеяло).

Холодный дождик… (моросит).

Птицы собираются в стаи и… (улетают в тёплые края).

Звери в лесу… (делают запасы на зиму, роют тёплые норы).

Посмотрите на репродукции картин. (Указывает.) Что на них изображено? (Золотая осень. Осенние пейзажи. Природа осенью.) Краски каких цветов использовали художники, изображая осень? (Ответы детей.) Вспомните стихотворение о художнице Осени.

Ребёнок.

Осень на опушке

 Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник

 И зарделись клёны,

В пурпуре осеннем.

Только дуб зелёный.

Утешает осень:

— Не жалейте лето!

Посмотрите, роща Золотом одета!

(3. Фёдоровская)

Воспитатель. Послушайте, какую историю я услышала от Осени.

Осень решила рассказать детям о себе и показать свои богатства: золото листвы клёнов, алые рубины ягод рябин, красные кораллы листьев осин. Осень нарисовала все эти сокровища. Но вдруг пошёл сильный дождь и смыл яркие краски. На рисунках остались только изображения стволов деревьев и веток кустов без листьев. Осень огорчилась и заплакала. (Вынимает из корзины листы бумаги с нарисованными на них кустами и стволами деревьев.) Можно ли помочь художнице Осени? (Ответы детей.)

Давайте восстановим её картины, раскрасим их яркими красками.

Краски каких цветов мы будем использовать? (Жёлтую, оранжевую, красную, бордовую.) Назовите эти цвета одним словом? Какие они? (Тёплые.) Как получить разные оттенки этих цветов? (Краски можно смешивать на палитре.)

Какими инструментами пользуются художники при рисовании красками? (Мягкими и жёсткими кистями, тычком, мятой бумагой, ватными палочками, трафаретами, штампами.)

Вспомним, как можно изобразить листву на деревьях. (Выставляет на мольберт лист бумаги формата АЗ с нарисованными стволами деревьев. Здесь и далее демонстрирует приёмы рисования.)

Отпечатки, похожие по форме на листья, получатся, если примакнуть ворс кисти к бумаге. Но похожие отпечатки можно сделать и пальцем. Надо только помнить: при смене цвета следует вытирать палец салфеткой.

Набрав краску на жёсткую сухую кисть и слегка ударив её торцом по бумаге, получим изображение «растрёпанной ветром» листвы. Что ещё можно нарисовать, используя этот приём? (Траву, колючую хвою елей и сосен.)

Штампы с изображением листьев вырезаны из картофелин. Прижмите штамп к штемпельной подушечке и наносите отпечатки листьев до тех пор, пока не закончится краска. Обратите внимание: некоторые листья получились яркими, а другие полупрозрачными. Это сделало рисунок более объёмным.

Для рисования мелких листочков понадобятся ватные палочки. Не забывайте: при смене цвета их не надо промывать, просто возьмите чистую палочку.

Вот трафарет с изображением листа. Приложите его к бумаге и кусочком поролона нанесите краску. Лист получится крупным, с чёткими краями.

Назовите деревья с крупными листьями и скажите, какие приёмы надо использовать, чтобы нарисовать их листву. (Трафарет, штампы из картофелин.) А если дерево расположено далеко от вас, какими нам кажутся листья? (Мелкими.) Какие инструменты вы используете, чтобы изобразить мелкие листочки? (Ватные палочки, жёсткую сухую кисть.)

Перед началом работы разомнём пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят. (Плавно поднимают и опускают руки.)

Вот летит листок осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с мизинца.)

А за ним листок рябинки,

Ветер гонит лист кленовый,

Подгоняет лист дубовый.

Лист берёзки кружится. (Вращают большими пальцами.)

 Осторожно — лужица! (Грозят указательными пальцами.)

Лист над нами покружился, (Вращают кистями рук.)

Прямо в лужу опустился. (Опускают руки вниз.)

Воспитатель. Подойдите к столам и выберите материалы и инструменты, которые вам понадобятся для работы.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети приступают к рисованию. Готовые работы размещают на демонстрационном стенде.

Воспитатель. Какие яркие пейзажи у нас получились! Настоящая золотая осень!

Я передам ваши рисунки Осени. Пусть она покажет их всем детям. Думаю, Осень расскажет им не только о себе, но и о том, как вы ей помогли. Большое всем спасибо!