Играем и считаем

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

на тему:

«Играем и считаем»

для воспитанников 4-5 лет

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи: 

Образовательные:

  • упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память:
  • развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Приоритетная образовательная область: познавательное направление

Методы и приемы:

  1. Игровые методы:
  • дидактическая игра;
  • гимнастика для глаз;
  1. Словесные:
  • художественное слово;
  • загадка;
  • продуктивные и репродуктивные вопросы
  1. Наглядные:
  • кукла
  1. Сюрпризный момент
  • раскраски

Материал:

  • раздаточный материал: геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и модули геометрических фигур;
  • карточки с заданием на каждого ребенка, цветные карандаши.

Формы организации:

  • групповая (фронтальная)

Оборудование и демонстрационный материал:

  • письмо от Умняшки;
  • кукла;
  • проектор;
  • слайдовая презентация «Занимательные задачки»

Место проведения: групповая комната

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Готовы  вы сейчас считать?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Хотите узнать, что

там?

«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в

волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »

Воспитатель: А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А  как мы отправимся в волшебную страну?

Дети: Конечно хотим познакомится. На машине.

Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.

Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!

1 задание «Геометрические фигуры».

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник —

Стал квадрат… (прямоугольник).

Воспитатель: Догадались, кто живет на этой лужайке?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.

«В царстве — государстве геометрических фигур жили — были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» — говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, — говорил он, обращаясь к Квадрату, — и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, — отвечал с гордостью Квадрат. — У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из — за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » — спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», — предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » — попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, — сказала девочка геометрическим фигурам, — вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, — обратилась девочка к Прямоугольнику, — что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, — скромно ответил Прямоугольник, — просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?

Дети: Две длинные, а две короткие.

Воспитатель: А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть  вам в игру «Найди свой домик».

Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.

В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три, треугольник, в дом беги!

Дети-треугольники забегают в свой обруч.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились! Но нам пора отправляться дальше!

2 задание «Считаем до 5.

Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!

Дети расставляют числа по порядку.

Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно!

А еще Считалочка нам  оставила какое-то задание. Посмотрим?

У каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать нарисованные предметы и получившиеся ответы соединить с цифрами.

Воспитатель: Пока мы с вами выполняли задание феи, выглянуло солнышко.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то  картинки.

Рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске.  Затем дети выполняют движения соответствующие тексту.

Сколько яблочек у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (1)

— Сколько листиков у нас,

Столько мы присядем раз. (2)

— Сколько красных мухоморов,

Столько сделаем наклонов. (3)

— Сколько баночек у нас,

Столько хлопнем с вами раз. (4)

— Сколько клоунов веселых,

Столько топнем с вами раз (5).

Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти  дальше!

3 задание «Реши задачку.

Воспитатель: Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина,  здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?  

Воспитатель: Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!

Навострите свои ушки на макушке и послушайте.

Презентация.

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.

— Сколько зверей поместилось на большой скамейке?

— Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?

— На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?

Воспитатель: Молодцы ребята! Нам нужно отправляться дальше!

Дети идут по известному маршруту.

Воспитатель: Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии!

Детей встречает кукла Умняшка.

Воспитатель: Здравствуй, Умняшка!

Умняшка: Здравствуйте, ребята!  Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!

Начинаем мы опять:

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Дети  играют с Умняшкой.

Игра «Когда это бывает?»

Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)

Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

Солнце светит днем, а луна…(ночью)

Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)

В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)

После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.

Раздает детям игры-задания «Разукрашки»

на каждого ребенка листок с заданием.

1. Раскрасьте только круглые предметы.

2. Раскрасьте только прямоугольные предметы.

3. Раскрасьте предметы, которые быстро двигаются.

Умняшка: Ребята вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости! До свидания! Приходите еще!