Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему:
«Играем и считаем»
для воспитанников 4-5 лет
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
- раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память:
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Приоритетная образовательная область: познавательное направление
Методы и приемы:
- Игровые методы:
- дидактическая игра;
- гимнастика для глаз;
- Словесные:
- художественное слово;
- загадка;
- продуктивные и репродуктивные вопросы
- Наглядные:
- кукла
- Сюрпризный момент
- раскраски
Материал:
- раздаточный материал: геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и модули геометрических фигур;
- карточки с заданием на каждого ребенка, цветные карандаши.
Формы организации:
- групповая (фронтальная)
Оборудование и демонстрационный материал:
- письмо от Умняшки;
- кукла;
- проектор;
- слайдовая презентация «Занимательные задачки»
Место проведения: групповая комната
Организационный момент.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Хотите узнать, что
там?
«Здравствуйте ребята! Меня зовут кукла Умняшка. Я живу в
волшебной стране Игрляндия! И я приглашаю вас к себе в гости! Я слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята, и я очень хочу с вами познакомиться! »
Воспитатель: А вы хотите познакомиться с Умняшкой? А как мы отправимся в волшебную страну?
Дети: Конечно хотим познакомится. На машине.
Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь.
Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!
1 задание «Геометрические фигуры».
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник).
Воспитатель: Догадались, кто живет на этой лужайке?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.
«В царстве — государстве геометрических фигур жили — были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» — говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.
А ты всегда остаешься одинаковым, — говорил он, обращаясь к Квадрату, — и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, — отвечал с гордостью Квадрат. — У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из — за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » — спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», — предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » — попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, — сказала девочка геометрическим фигурам, — вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, — обратилась девочка к Прямоугольнику, — что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, — скромно ответил Прямоугольник, — просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?
Дети: Две длинные, а две короткие.
Воспитатель: А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой домик».
Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три, треугольник, в дом беги!
Дети-треугольники забегают в свой обруч.
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились! Но нам пора отправляться дальше!
2 задание «Считаем до 5.
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами оказались в королевстве феи Считалочки, но она сейчас в отъезде по делам. И вот фея Считалочка уехала, а числа 1,2,3,4 и 5 решили пока ее нет, немного пошалить и перепутались так, что забыли свои порядковые места. Поэтому в королевстве даже солнышко спряталось. Давайте им поможем навести порядок?!
Дети расставляют числа по порядку.
Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно!
А еще Считалочка нам оставила какое-то задание. Посмотрим?
У каждого ребенка карточка с заданием: сосчитать нарисованные предметы и получившиеся ответы соединить с цифрами.
Воспитатель: Пока мы с вами выполняли задание феи, выглянуло солнышко.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, вот здесь тоже какие-то картинки.
Рассматриваем картинки с изображением разных предметов, которые висят на доске. Затем дети выполняют движения соответствующие тексту.
Сколько яблочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз. (1)
— Сколько листиков у нас,
Столько мы присядем раз. (2)
— Сколько красных мухоморов,
Столько сделаем наклонов. (3)
— Сколько баночек у нас,
Столько хлопнем с вами раз. (4)
— Сколько клоунов веселых,
Столько топнем с вами раз (5).
Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями феи Считалочки! Мы можем идти дальше!
3 задание «Реши задачку.
Воспитатель: Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в королевство принца Задачкина, здесь тоже нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?
Воспитатель: Тогда давайте решим с вами занимательные задачки, которые приготовил для нас принц. Только слушать их нужно очень внимательно!
Навострите свои ушки на макушке и послушайте.
Презентация.
Задачка «У лося в гостях»
Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.
— Сколько зверей поместилось на большой скамейке?
— Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке?
— На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам нужно отправляться дальше!
Дети идут по известному маршруту.
Воспитатель: Ну, вот, наконец, мы дошли до страны Игрляндии!
Детей встречает кукла Умняшка.
Воспитатель: Здравствуй, Умняшка!
Умняшка: Здравствуйте, ребята! Как вы до меня добрались? Трудно было? Какие вы молодцы! А хотите со мной поиграть? А я посмотрю, какие вы умненькие и сообразительные!
Начинаем мы опять:
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час!
Дети играют с Умняшкой.
Игра «Когда это бывает?»
Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром)
Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)
Солнце светит днем, а луна…(ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем…(днем)
В садик мы идем утром, а из садика….(вечером)
После игр кукла Умняшка подводит совместно с детьми итог занятия.
Раздает детям игры-задания «Разукрашки»
на каждого ребенка листок с заданием.
1. Раскрасьте только круглые предметы.
2. Раскрасьте только прямоугольные предметы.
3. Раскрасьте предметы, которые быстро двигаются.
Умняшка: Ребята вам пора возвращаться в детский сад. Я очень рада, что вы ко мне пришли в гости! До свидания! Приходите еще!