Дни недели

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Гимнастика для глаз на тему

«Дни недели»

«Весёлая неделька»

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту. 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна;. 

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда. 

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна;

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем. 

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки;

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны. 

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации

В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова ввер)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки. 

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) 

 В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать. 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборо) 

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Игры для закрепления темы

«Дни недели»

«В среду мы не хлопаем»

Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

«Будь внимательным»

Вы называете разные слова, в том числе и дни недели.

Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга,

воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

«Выходные – будни»

Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует.

Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.

«Кидаем мяч»

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

«Матрешки – дни недели»

Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели.

Все семь матрешек – это неделя.

«Игрушки и дни недели»

Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов.

Ребенок раздает и называет:

«Зайчику – понедельник, лисичке – вторник и т.д.).

Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

«Вопросы-ответы»

Садитесь с детьми на пол и катаете друг другу мяч.

Вы спрашиваете, дети отвечают:

— Сколько дней в неделе?

— Назови два выходных дня.

— Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

— Какой день недели первый?

— Какой день недели последний?

— Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

— Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

-Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?

«Карточки с цифрами»

У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7.

Вы называете день недели, ребенок показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д.

Карточки с цифрами можно заменить карточками с точками (от 1 точки до 7).

Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Подвижные игры по формированию временных отношений

«Живая неделя»

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т.е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

  • выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами 5,6,7);
  • выходит день, который обозначает понедельник;
  • выходит день, который стоит после вторника;
  • выходят выходные дни;
  • выходят дни, в которые люди трудятся

Игра проходит в быстром темпе.

Усложнение игры в том, что играющие могут, построится от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

«Вчера, сегодня, завтра»

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребенок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда».

Примерные фразы:

  • «Мы пойдем в бассейн …(сегодня)»;
  • «Мы будем рисовать …(«завтра)»;
  • «Музыкальное занятие было …(вчера)».

«Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч своему товарищу и задает вопрос: «Какой день недели был вчера? Назови день недели

после вторника. Назови день недели между средой и пятницей. Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому.  Если кто-то из играющих затрудняется быстро дать ответ, то ведущий призывает ребят помочь ему. Целесообразно игру проводить небольшой группой, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего несколько раз.

«Назови пропущенное слово»

Игра тоже проходит в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: «Солнышко светит днем, а луна…»  Тот, кто поймал мяч, добавляет недостающее слово. Задания могут быть разнообразные: «Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой …», «Если вчера была среда, то сегодня …», «Каждое воскресенье мы ходим в кино, и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?», «Если за понедельником был вторник, то за четвергом …», «Зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?».

Содержание заданий-загадок может включать понятия: части суток, времена года, месяцы, дни недели. Воспитатель поощряет оригинальные задания ведущих.

«Круглый год»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, – какой это месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Если ответ верный, то он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. Взрослый помогает в выборе формулировке разнообразных вопросов: «Каким месяцем заканчивается год? Назови осенние месяцы, зимние месяцы. Какой месяц после октября? Назови, какой месяц между маем и июлем.

Назови самый короткий месяц в году. Назови самые длинные месяцы года.  В каком месяце твой день рождения?  День рождения твоей мамы? В каком месяце твой любимый праздник?»

«Двенадцать месяцев»

Игра проходит с карточками, на которых цифры от 1 до 12. Воспитатель раскладывает цифры изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в двенадцать месяцев».  Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе и своих «соседях». Ведущий задает вопросы: «Первый месяц, как тебя зовут? Как зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь, вспомни пословицу о своем времени года. Апрель, в каких сказках встречается твой месяц? Игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времени года и ярко выраженных сезонных явлений. Картинки разложены на столе изображением вверх.  Играющие рассматривают все картинки и выбирают т.е, которые соответствуют его месяцу или времени года. Например, на картинке дети пускают в ручейке лодочку. Ребенок, выбравший картинку, рассказывает, что это происходит весной, в марте-апреле. Также он может вспомнить, какие изменения в природе происходят в это время года и какие праздники отмечаются в детском саду, в семье.

«Какой день недели спрятался»

Для игры потребуются карточки, на которых количество кружков обозначает порядковый номер дня недели. Карточки разложить по порядку. Воспитатель пустым листком закрывает любой день недели, а ребенок должен назвать этот день.

  1. Назовите вчерашний день по отношению к закрытому.
  2. Назовите завтрашний день по отношению к закрытому.
  3. Покажите понедельник и т.д.

Вместо карточек с кружками можно использовать карточки с цветами спектра.

«Лови, бросай, дни недели называй»

Воспитатель по очереди бросает мяч детям со словами: «Я начну, а ты бросай, дни недели называй! Среда…» Ребенок должен последовательно назвать дни недели, которые идут после среды.

«Времена года»

Для игры нужны карточки из цветной бумаги: белой (зима), зеленой (весна), красной (лето), желтой (осень). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего шапочка солнышка и блестящая палочка (луч).

Ход игры. 

Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку).Названный ребенок выходит в центр круга или с места (по желанию) и рассказывает о том, что он знает о  «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

«Бывает – не бывает»

Для игры нужен мяч.  Играющие встают в круг, ведущий посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», бросает мяч, 

а ребенок должен сказать бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, гроза и т.д.

«Что за чем»

Для игры нужен мяч.

Играющие встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди  играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима, а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно. Вопросы можно задавать о временах года, о последовательности месяцев.

Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько месяцев в году? Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц весны. Назовите последний месяц зимы. Назовите средний месяц лета. С какого месяца начинается осень? Каким месяцем заканчивается осень?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Физкультурные минутки на тему

«Дни недели»

Понедельник

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики. 

(Прыжки на двух ногах)

 Полюбили крепко их Девочки и мальчики. 

(Обхватить себя руками)

 Пригласили их плясать

Дружно ножки выставлять 

(По очереди выставляют вперёд ножки) 

Присядь вправо,

 (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) 

Присядь влево, 

(Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад) 

А затем кружись ты смело. (Покружиться) 

И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. 

(Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник

К нам во вторник прилетал

Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)

По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)

Вдаль смотрел на край болота

(Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)

И на нос. Ой, где он? Вот он!

(Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)

Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)

Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил, (Ходьба на месте) 

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) 

И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) 

Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. 

(Круговые повороты головой, взглядом смотрят:

вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

 В прятки поиграем

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. 

(Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы) 

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. 

(Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) 

Посидели, постояли, притаились как лиса, (Приседания)

 Мышку в норке поискали 

(Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю) 

Вот такие чудеса!

 (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница

Мишка в пятницу пришёл, 

(Ходьба на месте имитирует шаги медведя) 

Он в лесу медок нашёл, 

(Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) 

На высокой ёлке, где колкие иголки. 

(Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголок)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук) 

На дворе настала осень, (Потянуться) 

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают) 

Будет лапу он сосать.

 (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) 

Пчёлы дали мёду, целую колоду. 

(Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота

Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)

 Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) 

Щей капустных наварили, 

(Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)

 Наготовили котлет. 

(Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) 

Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте) 

Посмотрели на столы …

(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)

 В лес обратно убежали (Бег на месте)

 За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье

В воскресенье выходной,

Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте) 

Смотрим вправо 

(Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)

 Смотрим влево, 

(Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) 

Ничего не узнаём.

 (Развести руки в стороны и удивиться) 

Вот забор, а за забором, 

(Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).

 Ходит лая грозный пёс, 

(обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками) 

Вот корова замычала, «Му-у-у», (Наклоны туловища вперёд)

 Заработал паровоз, «Ду-ду-ду-у», 

(Имитация движущегося поезда на месте) 

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться. 

(Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки) 

Мы на этой карусели прокатиться захотели.

 (Произвольные круговые движения руками).