«Песочные фантазии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

по познавательному развитию

«Песочные фантазии»

дети младшей группы, педагоги

Актуальность:

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать

человека своей податливостью, способностью принимать любые формы:

быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно

бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском

берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он

не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть

уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у

ребенка покой и гармония.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить

тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки,

игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок

полностью погружается в игру.

Цель проекта: формирование у детей комплекса знаний о происхождении, видах исвойствах песка, где используют песок, как появляется цветной песок.

Задачи проекта:

• расширить знания в доступной и интересной форме, познать свойства и качества природных материалов;

• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику;

• развить художественные способности, фантазию, образное мышление.

• развивать детскую самостоятельность и инициативу;

  • воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности.

Содержание проекта:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач

исследовательской работы.

Однажды на занятии мы рисовали на цветном песке. Нам это очень

понравилось. Особенно нас удивил цветной песок, ведь до этого мы играли

только в светлый песок на пляже и в песочнице. У нас возникли вопросы:

Что такое песок? Из чего он состоит? Какие существуют виды песка?

Сможем ли мы сами сделать песок цветным? Где и как люди могут

использовать песок, учитывая его свойства? Мы стали спрашивать об этом у

взрослых, так появилась тема нашего исследования «Песочные фантазии».

В соответствие с проблемой исследования вместе с руководителем были

поставлены задачи дальнейшего исследования:

1. Узнать как можно больше о происхождении, видах и свойствах песка.

2. Выяснить где и как люди могут использовать песок, учитывая его

свойства?

3. Узнать как можно рисовать картины из песка.

4. Выяснить какие картины и скульптуры и сувениры из песка бывают.

5. Изготовить песочные часы.

2 этап. Беседа, изучение литературы, поиск информации в библиотеке,

опыты и эксперименты.

В библиотеке из энциклопедий мы узнали, много интересного и нового о

песке. Нам очень захотелось провести самим опыты с песком. Мы

рассматривали его в микроскоп, под лупой. Мокрый песок красили в разный

цвет гуашью. У нас получилось много цветного песка, и мы рисовали им

картины.

Песок можно использовать для измерения интервалов времени!

Так мы решили сделать свои песочные часы. А для чего могут

понадобиться в наше время песочные часы? Например, песочные часы

нужны детям во время чистки зубов. Каждый ребенок знает, что зубы надо

чистить 3 минуты, но не каждый может представить, сколько это — 3 минуты.

Имея перед глазами песочные часы можно наглядно увидеть, как это самое

время идет и когда именно надо заканчивать работу.

Мы узнали, как можно просто и быстро очистить грязную воду. Для этого

мы сделали фильтр для воды из песка и понаблюдали, как происходит

процесс очищения. Я подумала, может быть, в нашем фильтре песок и не

нужен, достаточно пропустить воду через плотную ткань? Мы решили это

проверить. Вода, проходя через ткань, становилась заметно чище, но

очищенная с помощью песка была гораздо чище.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

В результате опытов, наблюдений мы много узнали о песке, о его видах,

свойствах, его значении в природе. Взрослые используют песок в

строительстве, промышленности, в хозяйстве. Песок, словно чародей,

завораживает, притягивает, удивляет и радует детей. С песком они могут

играть, творить, экспериментировать. И все это благодаря свойствам песка. В

конце исследования мы сделали вывод,который подтвердил наше

предположение: песок обладает удивительными свойствами, поэтому он

притягивает к себе и взрослых и детей.

Детское экспериментирование:

1. Рассматривание песка под лупой.

2. Сравнение разного вида песка (мокрый сухой).

3. Окрашивание песка гуашью в разные цвета.

Деятельность детей:

• строительство замка из песка.