Сенсорное воспитание в младшей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

по познавательному развитию

«Этот разноцветный мир»

дети младшей группы, педагоги

Содержание

  1. Введение
  2. Цели и задачи проекта
  3. Этапы реализации
  4. Ожидаемые результаты

5. Приложение

ВВЕДЕНИЕ.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей – использование сенсорных эталоновСенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предмета. Усвоив сенсорные эталоны, дети могу использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии света можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: групповой.

По срокам реализации: среднесрочный.

Участники проектавоспитатели, дети младшей группы (3-4 года), родители.

Предмет исследования: сенсорное развитие детей.

Объект исследования: обучение цветовому восприятию.

Актуальность проекта.

Ранний возраст — чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Сенсорное развитие ребенка начинается с первых дней жизни. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В младшем возрасте ребенку необходимо предоставлять богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают знакомить с 4-мя основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым. После того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

Цель и задачи.

Цель проекта: закрепление знаний воспитанников в назывании цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие — «разноцветный», через развитие любознательности и творческого умения.

Задачи проекта:

· Образовательные:

Учить различать и правильно называть основные цвета;

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

Развивать творческие способности и умения;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память);

Развивать мелкую моторику;

Развитие связной речи у детей.

· Воспитательные:

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

Воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Срок реализации: месяц сентябрь- октябрь 2019г. (Среднесрочный)

Этапы.

В процессе работы по знакомству детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. Различение цветов по принципу «такой — не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, накладывая их друг на друга. Когда ребенок сравнит цвета, взрослый их называет, не требуя от ребенка повторения названия цвета.

2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Взрослый показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает ребенку найти предметы (картинки) такого же цвета. Взрослый сам называет цвет.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета — красный, желтый, синий, зеленый.

Работа по сенсорному развитию детей младшего возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

Ожидаемый результат.

Дети свободно различают 4 основных цвета;

Проект даст толчок для развития детского творчества и воображения;

Повысится уровень связной речи для детей;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав мониторинг до и после осуществления проекта, можно сделать вывод, что выполнены все основные задачи, а именно:

· Образовательные:

  • дети различают и правильно называют основные цвета;
  • у детей сформировались зрительные способы обследования предметов;

· Развивающие:

  • развита зрительная реакция на предметы окружающего мира, дети стали замечать их цвет;
  • развились творческие способности и умения;
  • происходило развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память);
  • развилась мелкая моторика;
  • большой скачок в развитии связной речи у детей.

· Воспитательные:

  • дети научились играть рядом, не мешая друг другу;
  • активно участвовали во всех мероприятиях.

Следовательно, если все задачи выполнены, то основная цель проекта (закрепление знаний детей в названии цветов (красный, синий, желтый, зеленый) в различных видах деятельности, дать понятие — «разноцветный», развить любознательность и творческие умения детей через расширение их знаний о цвете) достигнута.

ожидаемый результат был получен полностью:

дети свободно различают 4 основных цвета;

создание у всех участников проекта радостного праздничного настроения

Проект дал толчок для развития детского творчества и воображения;

Повысился уровень связной речи для детей;

Развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

Получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

В заключении можно сделать вывод, что проектная система отлично работает и дает высокие результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1

Памятка для родителей

по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье.

Уважаемые родители!

Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком — сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье.

Для детей 3-4 лет

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

Различные движущиеся игрушки;

Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические,

Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.

Разрезные картинки, пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками;

Парные картинки;

Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

Несколько видов мозаики;

Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); Банки разного размера;

Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.

Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.

Приложение 2.

Анкета для родителей

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников«

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3 Дидактическая игра «Разложи по группам»

Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

Дидактическая игра «Мозаика»

Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в

сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.